Специально для Вас, на базе нашей школы, работает Консультационный пункт по оказанию психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Обратившись к нам, Вы получите бесплатную помощь специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.
Направления работы социального педагога с детьми с ОВЗ
Основные направления деятельности социального педагога в Центре.
1. Работа с семьями воспитанников:
- педагогическое просвещение родителей;
- повышение уровня родительской компетентности;
- удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
- изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.
2. Работа с педагогами:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
- удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями;
- изучение факторов среды социального развития детей в образовательном учреждении.
3. Работа с воспитанниками:
- подгрупповая, индивидуальная диагностика воспитанников;
- коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
- участие в организации досуга детей.
4.Взаимодействие с государственными и общественными структурами:
- представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах.
5. Работа с документацией:
- формирование информационного банка данных по работе с семьей;
- разработка годового и учебно-тематического плана работы;
- подготовка годовых и промежуточных отчетов;
- пополнение методической копилки социального педагога.
Организацию работы социального педагога по выделенным направлениям можно представить в виде структурно - функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Информационно - аналитический блок - это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.
Взаимодействие с родителями в рамках практического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям:
1. Первое направление - просвещение родителей и педагогов. В рамках работы по этому направлению осуществляется передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития.
Используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- лекции;
- листы - памятки для родителей и педагогов;
- размещение информации на официальном интернет сайте Центра;
2. Второе направление - продуктивное общение всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами в условиях ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения.
- В рамках работы по этому направлению совместно с воспитателями групп используются такие формы, как родительские собрания, семинары - практикумы для родителей с участием детей.
3. Третье направление - взаимодействие с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска».
Особое внимание уделяется взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к «группе риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными.
План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями и семьями, относящимися к «группе риска»
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.
Третий блок направлен на анализ эффективности мероприятий (количественный и качественный).
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями, используются методы, которые применяются сразу после проведения того или иного мероприятия - это: опрос, оценочные листы, экспресс - диагностика. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей используют для отслеживания оценки отсроченного результата.
Мониторинг освоения образовательной области.
При необходимости по запросу социального педагога используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.